Прежняя версия официального сайта департамента по казачеству с информацией до 15.04.2019 доступна по ссылке old-depkazak.donland.ru

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области

Дорожная карта в действии

23 Декабря 2020
14
0

Актуальные задачи, проблемы и особенности всех этапов образования с пометкой «казачье» обсудили 16 декабря в ЮРГПУ(НПИ). В университетской «Точке кипения» состоялся окружной учебно-методический семинар для педагогов, реализующих казачий компонент в образовании Окружного казачьего общества Новочеркасский округ Всевеликого войска Донского.

 

В совещании приняли участие директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений П.Н. Серов, начальник отдела по работе с кадетскими учебными заведениями А.В. Лазарев, преподаватели образовательных организаций – от детских садов до вузов, представители управления образования Администрации города Новочеркасска, преподаватели и воспитатели казачьих кадетских корпусов Ростовской области, научно-педагогические работники ЮРГПУ(НПИ), казаки «Платовской сотни». Свои приветственные слова участникам семинара передал атаман Всевеликого войска Донского В.А. Бобыльченко.

 

Модератором встречи стал директор института дополнительного образования ЮРГПУ(НПИ), атаман СКО «Платовское» Иван Алексеевич Ревин. Активное участие в работе семинара принял атаман СКО «Верхнее» Новочеркасского округа Ю. А. Рущенко. Некоторые участники встречи находились в «Точке кипения», многие – подключились к конференции на платформе Zoom. С приветственным словом от лица губернатора В.Ю. Голубева к собравшимся обратился директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области П.Н. Серов. В своем докладе он отметил актуальность и своевременность обсуждаемой темы.

 

- Губернатором Ростовской области уделяется серьезное внимание вопросам развития казачества на Дону. Ежегодно на расширенном заседании правительства Ростовской области с докладом на эту тему выступает заместитель губернатора М.В. Корнеев, - рассказал П.Н. Серов. – Очередное такое заседание запланировано на 23 декабря этого года, и я думаю, мы с вами представим своим предложения к этому времени.

 

Система непрерывного казачьего образования в нашем регионе на сегодняшний день насчитывает 562 образовательных учреждения с численностью обучающихся – свыше 95 000 человек. Это детские сады и школы со статусом «казачье», 7 кадетских корпусов, учреждения дополнительного образования, казачьи техникумы. По количеству таких образовательных организаций мы – одни из первых в стране. У казачьих образовательных организаций Ростовской области – немало успехов и достижений. Но есть и сложности. В их числе – разрозненность и отсутствие общих подходов и методик. С этой целью ЮРГПУ(НПИ) разработал дорожную карту по реализации научно-образовательных, просветительских и социальных проектов, посвященных заявленной теме, созданию методик, обучению преподавателей и т.п. И, по словам Петра Николаевича, предложения от участников семинара могут дополнить дорожную карту и сделать ее более актуальной.

 

Руководитель Управления образования Администрации Новочеркасска Е.Л. Салтыкова рассказала о создании в нашем городе Ресурсного центра – первого в Ростовской области. Этот центр объединяет и координирует все возможности и знания в сфере казачьего образования. Возглавляет его атаман станицы «Верхней» Ю.А. Рущенко.

 

В ходе работы участники встречи обсудили перспективы взаимодействия общественных и образовательных организаций по обучению и воспитанию казачьих детей, совместные планы разработки типовых образовательных программ по истории донского (российского) казачества для всех уровней образования, необходимость методической поддержки деятельности педагогов, Интернет-ресурсы, посвященные заявленной теме. В числе основных сложностей в своей работе коллеги отмечали заметную разрозненность казачьих организаций, отсутствие общих четких целей, задач с поэтапными планами реализации, принципов работы и системы оценки. Кроме того, реализация «казачьего компонента» на всех этапах образования упирается в нехватку эффективных методик и типовых программ. В итоге такая работа часто концентрируется в сегменте внеурочной деятельности или дополнительного образования, а это – минимальное время и небольшой охват детской аудитории.

 

Именно об этом – о консолидации всех участников процесса и необходимости выработки совместных подходов – говорили все участники встречи. На примере своей работы в станице и Детском эколого-биологическом центре Ю.А. Рущенко представил концепцию «Содействия казачьим образовательным организациям в решении воспитательных задач». Ребята в станице «Верхней» знакомятся с азами и основами казачьего уклада максимально органично и естественно: они учатся ухаживать за лошадьми, осваивают верховую езду и традиционные виды боевых искусств, принимают участие в станичных праздниках и мероприятиях. По сути, начинаясь, как один из видов досуга, деятельность казачьей направленности постепенно становится образом жизни для этих детей и подростков. Несомненно, если объединить усилия станиц и школ, подобного рода работу можно организовать повсеместно. Но для этого нужно обеспечить целый ряд условий: наличие средств, методик, единых программ, а главное – систему постоянного сотрудничества между детским садом, школой, колледжем, вузом и соответствующими казачьими структурами.

 

Еще одно важное условие реализации намеченных целей – наличие обученных, знающих тему, уверенно владеющих знаниями и терминологией педагогов. К сожалению, сегодня даже на профессиональных онлайн-ресурсах наблюдается заметная нехватка информации по теме казачества. В результате даже люди, близкие к теме и занимающиеся воспитанием детей, испытывают сложности с изучением материальной части. Частично решить эту проблему, по мнению И.А. Ревина, сможет учебно-методическое пособие для педагогов, реализующих «казачий компонент» в образовании, «Мы – донские казаки». Также в числе путей решения имеющихся в образовании проблем Иван Алексеевич предложил сформировать трехсторонние рабочие группы (в составе образовательных организаций, СКО и специальных ресурсных центров), которые займутся разработкой типовых программ и планов воспитательной работы на год, формирование педагогического сообщества (также на базе ресурсных центров), формирование экспертного сообщества – для начала, в масштабах города.

 

В резолюции, принятой по итогам семинара, его участники подчеркнули важность выработки совместных решений в области обучения и воспитания детей. В документ вошли озвученные в ходе совещания предложения.

  • Дорожная карта в действии